AZ-libr.ру

информационный портал





Гендель Георг Фридрих [23.02.1685-14.04.1759]

Гендель (Handel) Георг Фридрих (23.02.1685, Галле - 14.04.1759, Лондон)
       - немецкий композитор. Сын цирюльника. Семи лет начал обучаться игре на органе, клавесине, гобое. Его учитель, органист в Галле Ф.В.Цахау, обучал Генделя также основам контрапункта и фуги. В 12-летнем возрасте Гендель стал ассистентом органиста. В эти же годы он написал свои первые произведения - мотет и 6 сонат для 2 гобоев и баса. В 1702г. Гендель, получил место органиста в родном городе, но уже в следующем году переехал в Гамбург, центр музыкальной жизни тогдашней Германии. Здесь начинается оперная деятельность Генделя, продолжавшаяся свыше 30 лет. Он работал скрипачом, а затем дирижером оркестра Гамбургской оперы, во главе которой стоял видный музыкальный деятель и композитор Р.Кейзер. Вскоре Гендель написал для этого театра свою первую оперу "Альмира, королева Кастилии" (1705). Большую роль для Генделя сыграла его дружба с даровитым теоретиком и композитором И.Маттезоном, его будущим первым биографом. Оперное искусство все более захватывает Генделя. Гамбургский театр его уже не удовлетворяет, и Гендель решает отправиться на родину оперы - в Италию.
       В 1706-10г. Гендель жил во Флоренции, Риме, Венеции и Неаполе. Вскоре он приобрел известность в Италии как отличный органист-импровизатор и клавесинист. В Риме Гендель сблизился с Д.Скарлатти; Гендель давал ему советы в игре на органе, в свою очередь Скарлатти помогал Генделю в освоении техники игры на клавесине. В 1708г. во Флоренции была поставлена опера Генделя "Родриго", а в 1709г. в Венеции - "Агриппина", понравившаяся требовательным итальянцам. В Италии же Гендель написал свои две первые оратории - "Воскресение" и "Триумф рассудка и времени", пасторальную ораторию "Ацис, Галатея и Полифем" и др. Гендель был прозван в Италии "знаменитым саксонцем", а после постановки опер - "Орфеем нашего времени".
       После короткого пребывания в Ганновере, где Гендель состоял придворным капельмейстером, он переехал в 1710г. в Лондон, с которым была связана почти вся его дальнейшая жизнь. Уже в следующем году здесь была поставлена опера-пастиччо Генделя "Ринальдо" по сюжету поэмы Т.Тассо "Освобожденный Иерусалим" (музыка в основном была составлена из отдельных номеров его прежних опер). Публика восторженно приняла это произведение и имя Гендель стало широко известным в Лондоне, а вскоре и во всей Англии. Выступая как органист и клавесинист, сначала в музыкальных салонах лондонской аристократии, а затем и перед более широкой аудиторией, Гендель все более укреплял славу лучшего музыканта Англии. Он пишет торжественную оду в честь королевы, ряд патриотических произведений, которые по достоинству были оценены английским двором. Изучение английского музыкального искусства и в первую очередь опер Г.Перселла, а также народной музыки, равно как и впечатления от жизни и быта Лондона придали его произведениям английский национальный характер. (Возгласы уличных торговцев, по словам Генделя, помогали ему создать мелодии песен.) В 1717-20гг. Гендель служил при дворе герцога Чендосского. В эти же годы Гендель работает над созданием хоровых произведений; он пишет 12 псалмов "Антемы Чендоса" для солистов, хора и оркестра, первую английскую ораторию "Эсфирь" (1-я редакция - "Аман и Мардохай"), кантату "Ацис и Галатея" и др. В 1720г. для своей ученицы принцессы Анны Гендель написал сборник сюит для клавесина, который содержит арию с вариациями из ми-мажорной сюиты, известную под названием "Гармоничный кузнец". (Ария из сюиты си-бемоль мажор послужила Брамсу темой его знаменитых вариаций для фортепиано.)
       В 1720г. Гендель возглавил "Королевскую академию музыки", для открытия которой он написал оперу "Радамист". Здесь же были поставлены его лучшие оперные произведения - "Юлий Цезарь" (1724), "Тамерлан" (1724), "Роделинда" (1725). Однако постепенно вкусы английской публики меняются; ее уже перестают интересовать героические образы, сильные страсти и переживания героев опер Генделя; зрителей больше привлекала колоратура итальянских примадонн и сопранистов.
       Против Генделя ополчились представители лондонской знати, возглавляемые принцем Уэльским, который сам пытался писать оперы. Травля Генделя в печати, предпочтение, отдававшееся английским великосветским обществом итальянскому композитору Д.Бонончини, наконец, шумный успех поставленной в 1728 пародии на оперу-сериа "Оперы нищих" Дж.Гея и Пепуша - все это послужило причиной для закрытия театра Генделя. Он вынужден был уехать в Италию для набора новой труппы. В 1729г. в Лондоне состоялись спектакли вновь созданного Генделем оперного театра, для которого он написал 6 опер, в т.ч. "Поро" (1731). Вскоре и эта труппа распалась. Но прекращение спектаклей не сломило Генделя; в 1734г. он в третий раз создал театр, вложив в него все свои сбережения. Снова начались интриги, и в 1737г. наступил крах театр, предприятия Генделя, а он сам был разорен.
       Уже в эти годы Гендель, помимо опер, создавал и оратории, а с начала 1740-х гг. почти всецело перешел к этому жанру. (Последняя опера Генделя "Диадемия" была сочинена в 1741г.) В 1738г. им была создана оратория "Саул", в следующем году - "Израиль в Египте". Вначале лондонцы холодно встретили оратории Генделя, против исполнения которых вы ступило и духовенство. Лишь после того, как в Дублине в 1742г. с огромным успехом была исполнена его следующая оратория "Мессия" и особенно после создания героической оратории "Иуда Маккавей" (1746), импонировавшей на строениям англичан после победы над шотландцами в 1745г., в отношении к композитору наступил перелом. Теперь, на закате жизни, он получил в Англии всеобщее признание. В 1751г. во время работы над своей последней ораторией "Иевфай" Гендель ослеп, но все же он продолжал участвовать в исполнении ораторий как органист.
       Гендель с исключительной быстротой работал над своими произведениями; так опера "Ринальдо" была написана им за две недели, одно из лучших его сочинений оратория "Мессия", - за 24 дня. Обращаясь исключительно к жанру оперы-сериа, Гендель создавал в пределах этого жанра разнообразные произведения. На первое место здесь нужно поставить его историко-героические оперы "Радамист", "Юлий Цезарь", "Роделинда"; фактически Гендель положил начало этому жанру. Он писал также и волшебно-фантастические оперы - "Тезей" (1712), "Амадис" (1715), "Альцина" (1735) и "экзотические" оперы- "Тамерлан" (1725), "Александр" (1726), "Ксеркс" (1738), а также обращался и к пользовавшемуся в то время большой популярностью жанру пасторальной оперы-балета - "Верный пастух" (1712; 2-я редакция "Терпсихора" - 1734), "Праздник на Парнасе" (1734), "Гименей" (1740).
       Большой интерес представляют также и инструментальные произведения Генделя. Инструментальная музыка Генделя по ясности и конкретности образов, по характерности тематики, по своим живописным тенденциям очень близка его театр, музыке. Среди оркестровых произведений Генделя - сюиты с увертюрами "Музыка на воде" (1717) и "Музыка фейерверка" (1749). Эти сочинения Гендель писал для массового исполнения на открытом воздухе, в лондонских парках и садах. Отсюда и большой состав оркестра, и народно-танцевальный характер отдельных пьес, и доступность музыки для широкой аудитории. В числе других наиболее характерных инструментальных произведений Генделя - "кончерти-гросси", в которых получили дальнейшее развитие формы итальянской и французской музыки, и органные концерты, о которых один из советских биографов Генделя, Р.И.Грубер, писал, что Гендель заново создал этот жанр, так как он впервые "вывел орган из культовых рамок, широко и многообразно использовал его в светском плане, сохранив его свойства массового воздействия".
       Оратории Генделя сохраняют свое значение до наших дней. Написанные в основном на библейские сюжеты, они воспевают героические подвиги на благо народа, томящегося под игом чужеземных тиранов. В центре ораторий, отличающихся единством драматургического замысла, народная масса и ее вожди; на их жизни и переживаниях сосредоточено все внимание композитора. Показывая мужественных, храбрых библейских героев, Гендель подчеркивал в них черты борцов за свободу и справедливость. Почти все оратории Гендель заканчиваются победой народа, торжеством справедливости; финал произведения - ликующе торжественный гимн, прославляющий победителей. Делая народ центральным персонажем, Гендель естественно, усиливал в оратории роль хора, воплощающего образ народных масс. Музыкальное искусство не знало до Генделя столь мощного и монументального использования хоровых эпизодов в музыке. Мастерское владение Генделем хоровым звучанием восхищало и Бетховена ("Вот, у кого нужно учиться скромными средствами добиваться потрясающих эффектов",- говорил он), и Чайковского, писавшего, что "Нисколько не насилуя хоровые вокальные средства, никогда не выходя из естественных пределов голосовых регистров, он [Гендель] извлекал из хора такие превосходные эффекты масс, каких никогда не достигали другие композиторы...". Наряду с Бахом Гендель является крупнейшим мастером полифонического хорового письма, великолепно владевшим всей палитрой звучностей.
       В своих произведениях Гендель рисовал и картины природы. Среди них встречаются произведения, явно вдохновленные природой. Картины природы занимают центральное место, например, и в оратории "Жизнерадостный, задумчивый и сдержанный" на текст Дж.Мильтона (1740). Не говоря уже об ораториях Генделя или его лучших инструментальных произведений, многие драматические арии из опер (например, знаменитая ария из "Ринальдо"), инструментальное ларго из "Ксеркса", сицилиана и многие другие до нашего времени продолжают волновать слушателей. Героические черты творчества Гендель получили дальнейшее развитие в произведениях таких разных композиторов, как Глюк, Керубини, Бетховен, Мендельсон, Берлиоз, Вагнер. Генделя очень ценили и русские музыканты во главе с Глинкой. В 1856г. в Германии было основано "Генделевское общество", опубликовавшее до 1894г. полное собрание сочинений Генделя в 99тт. под редакцией одного из лучших знатоков его творчества Ф.Кризандера. Традицией стало проведение фестивалей Генделя в Германии и Англии.
       Соч.: 44 оперы, несколько пастиччо; для оркестра - 19 кончерти гросси, 12 концертов, 3 увертюры и др. пьесы; 21 органный концерт; около 30 сонат для различных инструментов, 22 трио-сонаты, пьесы для клавира, в т.ч. 3 сборника сюит; 32 оратории, около 100 кантат, камерные дуэты и терцеты, немецкие песни, антемы и др. культовые произведения.
       Лит.: Роллан Р., Гендель, М., 1934;
       Грубер Р., Гендель, Л.,1935;
       Ливанова Т., Музыкальная классика XVIII века, М.-Л., 1939;
       Грубер Р., Фестиваль в Халле, "Советская Музыка" 1957, №10;
       Конен В., О прошлом и настоящем, "Советская Музыка" 1966, №10;
       Сhгуsandег F., G.F.Handel, Bd.1-3, В., 1919;
       Leichtentritt H, Handel, Stuttgart 1924;
       Flower N., G.F.Handel, his personality and his times, L., 1947;
       Deutsсh O.E., Handel: a documentary biography, N.Y., 1954;
       Serauky W., G.F.Handel. Sein Leben, sein Werk, Bd.3 - 5, Kassel - Basel - L., 1956-58.



А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
Оглавление | Все источники






Дата последнего изменения:
Tuesday, 22-Oct-2013 17:25:42 UTC



 





(c) 2017 AZ-libr.ру :: Библиотека - "Люди и книги"