AZ-libr.ру

информационный портал





Глюк Кристоф Виллибальд [02.07.1714-15.11.1787]

Глюк (Gluck) Кристоф Виллибальд (2.07.1714, Эрасбах, близ Берхинга, Бавария - 15.11.1787, Вена)
       - немецкий композитор, по национальности чех (др. версия немец). Сын лесничего. В раннем детстве переехал с родителями в Чехию. В 1727г. семья поселилась в Эйзенберге, близ Комотау. В 1731г. поступил в Пражский университет на философское отделение. Возможно, что в это время Глюк брал уроки музыки у знаменитого чешского музыканта Б.Черногорского. В 1735г. или 1736г. Глюк переехал в Вену, где поступил на службу к графу Лобковицу, а отсюда - в Милан, в качестве камер-музыканта капеллы князя А.М.Мельци. В Милане Глюк 4 года занимался у Дж. Б.Саммартини. В 1741г. он дебютировал оперой "Артаксеркс" (на либретто П.Метастазио), за которой последовали другие, в стиле итальянской музыки того времени, написанные также на мифологические и легендарно-исторические сюжеты Метастазио. Глюк писал и отдельные номера для опер других композиторов. Постановки опер Глюка "Деметрий" (1742), "Демофонт" (1742), "Тигран" (1743), "Гиперместра (1744) и других проходили с большим успехом, и в 1745г. он получил заказ на сочинение двух опер от английского театра. Глюк переехал в Лондон, где познакомился с Г.Ф.Генделем. В марте 1746г. в Лондоне состоялся совместный концерт Генделя и Глюка.
       Оратория Генделя, а также и оперы Рамо, которые Глюк слышал, будучи в Париже, произвели на молодого композитора глубокое впечатление. Постепенно Глюк пришел к мысли, что основой оперы должны быть не отдельные арии, мало связанные между собой, а последовательно развивающееся действие. Он стремился в своем творчестве к более тесной связи между словом и музыкой, все более отходил от внешнего блеска и виртуозности, господствовавших в то время на итальянской сцене.
       В 1747-50гг. оперы Глюк ставились под его управлением в ряде европейских городов (Дрезден, Гамбург, Вена, Прага, Копенгаген и др.). Уже его опера "Узнанная Семирамида" (постановка 1748г.) заметно отличается от предыдущих В 1752г. Глюк окончательно поселился в Вене. В 1754-64гг. он был дирижером Венской придворной оперы, для которой написал несколько комических опер в стиле модной в те годы французской оперы-буфф. Из них наибольший успех имели "Одураченный кади" (1761) и особенно "Непредвиденная встреча" (1764; известна также под названием "Пилигримы из Мекки"). Для Вены Глюк создал также несколько балетов (танцевальных драм), в т.ч. "Дон-Жуан", поставленный известным хореографом Анджолини.
       Но первым произведением, с которого начинается решительный отход Глюка от старых оперных традиций, была опера "Орфей и Эвридика" (постановка 1762г., Вена; 2-я ред., постановка 1774г., Париж). В отличие от прежних опер в "Орфее" Глюк стремился к цельности и органичности музыкально-сценического развития, сознательно исключая все внешние эффекты. Большую роль в реформе Глюка оперы-сериа сыграло содружество с прекрасным либреттистом, которого он нашел в лице Р.Кальцабиджи.
       Более последовательно свои реформаторские идеи Глюка осуществил в операх "Альцеста" (постановка 1767г., Вена) и "Парис и Елена" (постановка 1770г., Вена). Новые творческие задачи Глюк сформулировал в известном предисловии к опере "Альцеста", где писал, что его цель - усилить музыкой выразительность поэзии, драматизировать оперу; что ради этого он отказывается от угождения певцам, от условности оперного пения; что его увертюры должны быть "вступительным обзором содержания оперы", и, наконец, что в основе всей драмы должен быть "язык сердца, сильные страсти". Тесно связывая речитативы с ариями и хорами. Глюк в то же время усиливает мелодическую выразительность самих арий. Значительно повышает Глюк выразительную роль оркестра сопровождения оперы; хор и балет органически включаются им в драматургический план. "Простота, правда и естественность - вот три великих принципа прекрасного во всех произведениях искусства",- писал Г.
       В 1773г. Глюк прибыл в Париж для постановки своей новой оперы "Ифигения в Авлиде" по трагедии Расина. Реформа Глюка вызвала в предреволюционном Париже горячую дискуссию. Слушатели разделились на два лагеря: сторонников драматического направления - "глюкистов", которые считали музыку Глюка созвучной просветительным идеям Руссо, и "пиччиннистов" - парижскую аристократию, консервативно отстаивавших устаревшие традиции придворного театра и выдвигавших в противовес Глюку итальянского композитора Н.Пиччинни. Между "глюкистами" и "пиччиннистами" разгорелась ожесточенная борьба. Но успех "Армиды" (1777) и особенно "Ифигении в Тавриде" (1779) нанес решительное поражение сторонникам итальянца (сам Пиччинни признал впоследствии, что Глюк произвел в Париже "музыкальную революцию"). После постановки своей последней оперы "Эхо и Нарцисс" (1779) Глюк возвратился в Вену. Последним произведением Глюка было "De profundis" для хора с оркестром, написанное за пять дней до смерти.
       Музыкально-историческое значение Глюка чрезвычайно велико. Своим творчеством он оказал глубокое влияние как на немецких композиторов-классиков (особенно на Бетховена), так и на французских композиторов эпохи французской буржуазной революции конца 18в. (Мегюль, Госсек, Керубини и др.).
       Берлиоз, отлично знавший партитуры Глюка, назвал его "Эсхилом музыки". Оперное творчество Глюка исключительно высоко оценивал М.И.Глинка. Р.Штраус считал дату премьеры "Ифигении в Авлиде" началом новой эры в истории европейской музыки.
       Соч.: свыше 100 опер, сохранилось около 50, из них 7 комических и 3 оперы-пастиччо; балеты - "Александр" (1755), "Семирамида" (1765), "Китайская сирота" (1766); симфонии (увертюры); сонаты-трио, оды на слова Ф.Г.Клопштока для голоса и клавесина и др.
       Лит.: Курдюмов Ю., Глюк и его оперная реформа "Русская Музыкальная Газета" 1914, №№24-31;
       Соллертинский И., Глюк, Л., 1937;
       Кузнецов К., Эскизы о Глюке, "Советская Музыка" 1937, №12;
       Роллан Р., Глюк, "Музыканты прошлых дней", М., 1938;
       Wotquenne A., Thematisches Verzeichnis der Werke von Chr. W. von Gluck, Leipzig, 1904-11;
       Tiersot G., Gluck, P., 1910;
       Landormy P, Gluck, P., 1941;
       Fensсhert R., Chr. W. Gluck..., Kassel, 1965



А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
Оглавление | Все источники






Дата последнего изменения:
Tuesday, 22-Oct-2013 17:30:00 UTC



 





(c) 2017 AZ-libr.ру :: Библиотека - "Люди и книги"