AZ-libr.ру

информационный портал





Лист Ференц [22.10.1811-31.07.1886]

Лист (Liszt) Ференц (22.10.1811, Доборьян, Венгрия - 31.07.1886, Байрёйт)
       - венгерский композитор, пианист и дирижер. Первым учителем Листа был отец - музыкант-любитель, служивший смотрителем овчарни у князя Эстергази. Уже в 9 лет Лист начал выступать публично. Несколько венгерских магнатов, восхищенных талантом мальчика, решили оказать ему материальную поддержку. Отец оставил службу и вместе с семьей переехал в Вену. Здесь Лист полтора года обучался игре на фортепиано у К.Черни и композиции у А.Сальери. Осенью 1823г. после триумфальных концертов на родине - в Пеште Лист переселился в Париж, где брал уроки по композиции у Ф.Паэра и А.Рейха. Выступая как пианист во многих городах Франции и Англии, Лист по всюду встречал восторженный прием. Не прошли незамеченными и его ранние творческие опыты - 12 этюдов для фортепиано, впоследствии переработанные в "Этюды трансцендентного исполнения", "Бравурное аллегро", "Бравурное рондо" и др., а также одноактная опера "Дон Санчо, или Замок любви" (постановка 1825г., Париж). В 1827г. у Листа неожиданно умер отец. Совсем юным начал Лист самостоятельную жизнь, добывая средства к существованию выступлениями и уроками музыки. Горькое разочарование в буржуазном обществе, в собственной карьере, наконец, неудачная любовь привели Лист к глубокой апатии. С энтузиазмом встретил Лист июльскую революцию 1830г.; по меткому выражению матери, "пушки излечили его". В Париже Лист встречался с Гюго, Ж.Санд, Ламартином, Бальзаком, Гейне, Делакруа, сблизился с Берлиозом, Паганини и Шопеном. Лист много путешествовал по Швейцарии и Италии. Годы странствий оказались весьма плодотворными: Лист много сочинял, преподавал (в т.ч. в только что открывшейся Женевской консерватории) и в то же время совершенствовал свою технику игры на фортепиано. Периодически Лист посещал Париж, где давал концерты, преимущественно из сочинений Бетховена и Шуберта. Новые впечатления породили обилие творческих замыслов: Лист создал ряд оригинальных сочинений в т.ч. "Альбом путешественника" (1835, серия музыкальных зарисовок, составивших впоследствии - в переработанном виде - фортепианный цикл "Годы странствий"). "Поэтические и религиозные гармонии" (1-я ред. 1834), фантазия-соната "По прочтении Данте" (1837; 2-я ред. 1849), "Большие этюды", (1848), "Три сонета Петрарки" (1-я ред.), "Пляска смерти" (1839-49) и др. Одновременно Лист работал над переложениями для фортепиано различных инструментальных и вокальных произведений (еще в Париже он переложил "Фантастическую симфонию" Берлиоза и каприсы Паганини). С 1838г. Лист непрерывно концертировал, объездил почти все европейские страны. Трижды побывал в России (1842, 1843, 1847) - в Петербурге, Москве, Киеве, Одессе и Елисаветграде (ныне Кировоград; здесь в сентябре 1847г. состоялся последний его концерт). Отказавшись от концертной деятельности, Лист принял приглашение на пост придворного дирижера в Веймаре. В веймарский период (1848-61) Лист создал самые значительные произведения: сонату си-минор, 2 фортепианных концерта (1849- 56, 1848-61), "Три концертных этюда" для фортепиано, фортепианные концерты и др. В этот период он выступал и как публицист, отстаивая прогрессивные начинания в искусстве, разъясняя основные идеи исполняемых произведений и характер творчества их создателей ("Берлиоз и его симфония", "Роберт Шуман", "Орфей" Глюка", "Фиделио" Бетховена", "Эврианта" Вебера", статьи об операх Вагнера и др.); занимался с учениками из разных стран мира. Являясь главным дирижером Веймарского оперного театра, Лист поставил на сцене свыше 40 опер, 26 из них шли впервые в Веймаре. Лист сгруппировал вокруг себя кружок музыкантов и поэтов, из которого в 1854г. возник "Новый веймарский союз" (в противовес господствовавшей в Германии "лейпцигской школе").
       Но чем шире развертывалась музыкально-просветительская деятельность Листа, тем сильнее становилось противодействие ей консервативно настроенных придворных кругов. Обстановка в Веймаре все более накалялась, и после скандала в связи с постановкой оперы П.Корнелиуса "Багдадский цирюльник" Лист был вынужден оставить театр, а осенью 1861г. покинул Веймар. В последующем жизнь Листа протекала то в Риме, в уединенном монастыре, то в Будапеште, то снова в Веймаре, где он занимался с учениками. Под влиянием пессимистических и религиозных настроений он принял сан аббата в 1865г.. В это время Лист продолжал творить (хотя и не столь интенсивно, как в веймарские годы), сочиняя преимущественно хоровые произведения духовного склада - оратории, мессы, псалмы, реквиемы. Но наиболее значительные из них были связаны с жизнью его родины; в них раскрываются образы Венгрии, звучат на родные венгерские темы; таковы, например, оратория "Легенда о святой Елизавете" (1862), "Венгерская коронационная месса" (1867) и др. Из фортепианных произведений, изданных в эти годы, выделяются "Испанская рапсодия", этюды "Шум леса" и "Хоровод гномов" (1863), "Легенды" и другие произведения.
       Много сил и времени отдал Лист строительству музыкальной культуры своей родины. Он содействовал учреждению Музыкальной академии в Будапеште и с 1875г. - с момента ее открытия - был ее первым президентом и профессором фортепианного класса; дирижировал симфоническими концертами, пропагандируя сочинения молодых тогда венгерских композиторов Ф.Эркеля, М.Мошоньи, К.Абраньи.
       Лист имел огромный авторитет в музыкальных кругах Европы, который он использовал для утверждения передового искусства во всех странах. Композиторы молодых национальных школ - Б.Сметана, Э.Григ, И.Альбенис нашли у него многостороннюю поддержку. Тесные связи были у Листа и с русскими музыкантами. Еще во время своего первого посещения России Лист познакомился с М.И.Глинкой и с тех пор стал неизменным поклонником его творчества. Он сделал транскрипцию "Марша Черномора", которую часто исполнял в концертах. Позднее, в Веймаре, он не раз дирижировал симфоническими произведениями Глинки (Лист назвал Глинку "патриархом-пророком музыки в России"). Лист знал также творчество Верстовского, Варламова, Алябьева (сделал транскрипцию "Соловья"), Серова и Даргомыжского. Но особенно близко сошелся он с кучкистами, самобытное творчество которых приводило его в восхищение. В этой "храброй русской музыкальной фаланге" (так называл Лист кучкистов) он видел "крупных мастеров, одаренных редкой жизненной энергией". Многие русские музыканты побывали у Листа. В 1850-е гг. у него не раз гостили А.Рубинштейн и А.Серов. В 1876г. в Веймаре его посетил Кюи, в 1882г. - Бородин, оставивший интересные письма-воспоминания о Листе, в 1884г. - Глазунов. Осенью 1886г. Лист намеревался вновь посетить Россию, но летом того же года тяжело заболел и умер во время Вагнеровского фестиваля в Байрейте.
       Творческая деятельность Листа была на редкость многогранна. Смелый новатор, Лист обогатил музыку новыми идеями, новыми выразительными средствами. Он широко использовал программность как жанр, несущий в себе элементы демократизма, постоянно обращался к народному творчеству как к источнику жизненной силы искусства. Он настойчиво стремился познать характер народной жизни, быта своей родины, ее музыкального богатства. Многие мелодические, гармонические и ритмические элементы венгерской музыки, особенно национального стиля "вербункош", нашли широкое применение в творчестве Листа - в его симфонических поэмах, ораториях, фортепианных и вокальных произведениях. Они сказались не только в его обработках венгерских национальных мелодий и танцев (среди которых знаменитые "Венгерские рапсодии") и в произведениях, вдохновленных венгерским национально-освободительным движением (например, фортепианная пьеса "Погребальное шествие", посвященное памяти погибших в 1849г. венгерских революционеров, симфоническая поэма "Плач о героях", 1850-54гг., посвященная памяти борцов за национальное освобождение, симфоническая поэма "Венгрия", 1854г., с ее образом героического прошлого и др.), но и в таких его сочинениях, как симфонические поэмы "Битва гуннов" по картине В.Каульбаха (1857) и "Мазепа" по В.Гюго (1851), "Гранская месса" (1855), и др.
       Ставя перед собой задачу "обновления музыки путем ее внутренней связи с поэзией" и "освобождения художественного содержания от схематизма", Лист пришел к созданию новой музыкальной формы - одночастной симфонической поэмы. Круг образов, воплощенных им в этой форме, чрезвычайно широк - от античного мифа об Орфее и бессмертных образов Шекспира и Гёте до образов современной Листу поэзии и живописи. Но среди этого тематического разнообразия отчетливо выступает главная тема творчества Листа - жизненный подвиг человека, его борьба за высокие гуманистические идеалы, его извечное стремление к свету, свободе и счастью. В своих произведениях Лист широко и разносторонне использовал средства мелодической выразительности и гармонической красочности, ввел "принцип монотематизма". Он совершил также коренной переворот в пианистической технике, ввел "симфоническую трактовку" фортепиано, основанную на полнозвучии и многокрасочности. Начиная с Листа, по меткому выражению Стасова, "для фортепиано стало возможно все". Творческие достижения Листа во многом послужили основой для венгерской национальной музыкальной школы (композиторской и пианистической). Они оказали также глубокое влияние на развитие мировой музыкальной культуры.
       Соч.: (кроме упомянутых): для оркестра - Фауст-симфония (1857), симфония к "Божественной комедии" Данте с женским хором (1856), симфонические поэмы - "Что слышно на горе" (по В.Гюго, 1857), "Прелюды" (по А.Ламартину, 1848-54), "Тассо. Жалоба и триумф" (по В.Гёте, 1849-54), "Прометей" (1850-55), Праздничные звуки (1853), "Орфей" (1854), "Идеалы" (по Ф.Шиллеру; 1857), "Гамлет" (по У.Шекспиру, 1858), "Ночное шествие" (1860), 2 Мефисто-вальса (1860, 1881), Три траурные оды (1860), "От колыбели до могилы" (по картине М.Зичи, 1882); для фортепиано с оркестром - 2 концерта, Фантазия на мотивы из музыки Л.Бетховена к пьесе "Афинские развалины" Коцебу; (1850-е гг.), Фантазия на венгерские народные темы (1852); многие пьесы и транскрипции для фортепианные, пьесы для органа, для скрипки; оратория "Христос" (1866), кантаты "Торжественная" к открытию памятника Бетховена в Бонне (1845), "Венгрия" (1848) и др.; мессы, реквием, псалмы и другие хоровые произведения, песни.
       Лит.: Стасов В., Лист, Шуман и Берлиоз в России, П., 1896;
       Киселев В., Франц Лист и его отношение к русскому искусству, М., 1929;
       Бородин А., Воспоминания о Листе, М., 1953;
       Мильштейн Я., Ф.Лист, 2 тт., М., 1956;
       Альшванг А., Ф.Лист (Избр. соч., т.2, М. 1965);
       Ramann L., F.Liszt als Kunstler und Mensch, Bd.1-3, Leipzig, 1880-94;
       Кapp J., F.Liszt. Eine biographie, B. 1924;
       Raabe P., F.Liszt, Bd.1-2, Stuttgart und B., 1931.



А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
Оглавление | Все источники






Дата последнего изменения:
Tuesday, 22-Oct-2013 17:30:32 UTC



 





(c) 2017 AZ-libr.ру :: Библиотека - "Люди и книги"