AZ-libr.ру

информационный портал





Слаповский Алексей Иванович [29.06.1957]

Слаповский Алексей Иванович
       [29.6.1957, с.Чкаловское Ровенского р-на Саратовской обл.]
       — прозаик, драматург.
       Родители — зоотехники. Среднюю школу окончил в г.Саратове, там же — филологический факультет университета. После университета работал учителем русского языка и литературы, грузчиком, теле- и радиожурналистом, заведовал отделом художественной литературы в журнале «Волга».
       Первая заметная публикация — пьеса «Бойтесь мемуаров!» (Волга. 1988. №3). С 1989 Слаповский пишет прозу. Первое опубликованное прозаическое произведение — повесть «Искренний художник» (сб. молодых авторов Приволжского книжного издательства, 1990). Через четыре года отдельной книгой вышли повести: «Я — не я», «Война балбесов», «Здравствуй, здравствуй, Новый год».
       Автор предисловия к одному из первых самостоятельных сборников А.Немзер причислил молодого прозаика к «среднему» поколению современных писателей, поколению, которое сумело «прочувствовать и выговорить боль, суетливость, жестокость, нелепицу нашего сегодня», но при этом не отказавшихся «уважать человека и вечные ценности» (Немзер А. Замечательное десятилетие // Новый мир. 2000. №1. С.217). Слова, сказанные о ранних работах Слаповского, с полной ответственностью можно отнести ко всему последующему его творчеству.
       С середины 1990-х Слаповский активно печатается в центральных издательствах (Анкета. СПб, 1997; Книга для тех, кто не любит читать. М., 1999; Первое второе пришествие. М., 1999; День денег. М., 2000).
       На протяжении всего этого времени Слаповский в зоне активного внимания литературной критики. При всей разноречивости оценок пишущие о нем едины в одном: Слаповский — ключевая фигура в литературном процессе 1990-х.
       При крайнем стилевом многообразии его романы и повести воспринимаются как «единый метатекст, бесконечный внутренний дневник», ибо все герои Слаповского — «в той или иной степени проекция авторского "я", а окружающие и поджидающие их коллизии — то, что происходило с автором, могло произойти, возможно, произойдет, хотелось бы (не хотелось бы), чтобы произошло» (Колобродов А. Слаповский сам // Знамя 1999 №.10 С.198)
       Многожанровость, фабульная сложность прозы Слаповский вовсе не отменяет этого единства В «Искреннем художнике» (1989) для исследования процесса личностного становления художника Неядова писатель конспективно использует форму классического «романа воспитания» В авантюрной повести «Глокая куздра» о престарелом профессоре-филологе, пожизненном исследователе творчестве поэта N, эффективно эксплуатирует приемы авантюрной фантастики В повести «Закодированный» (1993), чтобы рассказать о превращениях недолечившегося гипнозом алкоголика Непрядвина, Слаповский ориентируется, по мнению критиков, на поэтику сюрреалистического делириума (Арбитман Р.). В повести «Жар-птица» о путешествии за счастьем персонажа с «фельетонной» фамилией Павла Федоровича Авизо работают сказочные, фольклорные приемы К плутовскому роману сам прозаик относит «День денег» — повествование о похождениях замечательной троицы безработного, губернаторского атташе и творца современных детективов (1998). Жанр романа «Я — не я» (1994), рассказывающего о герое, сумевшем за короткий срок сменить несколько социальных ролей (жулик, эстрадная звезда, глава государства), побывавшего даже курицей, волею счастливого случая избежавшей топора, определить вообще почти невозможно, т.к. в тексте обнаруживаются элементы детектива и эротического романа, с одной стороны, политической сатиры и фантасмагории — с другой.
       Весь этот разножанровый материал воспринимается как нечто безусловно неделимое благодаря его единому оптимистичному пафосу.
       По мнению многих критиков, лучшее произведение Слаповского — роман «Первое второе пришествие» Главный персонаж романа Петруша Салабонов по-своему проходит крестный путь Иисуса Христа, путь к Распятию, ставший для него путем духовного совершенствования Хотя фабульные перипетии стали основанием для обвинения Слаповского в богохульстве, именно в этом романе с наибольшей яркостью обозначились чуткое внимание прозаика к тончайшим движениям человеческой души и уверенность его в праве современного человека, несовершенного и мятущегося, на счастье.

Соч.:
       Искренний художник Саратов, 1990,
       Я — не я Саратов, 1994,
       Анкета Тайнопись открытым текстом СПб 1997,
       Книга для тех, кто не любит читать М, 1999,
       Первое второе пришествие М, 1999,
       День денег М, 2000

Лит.:
       Арбитман Р. Книгожизнь Алексея Слаповского// Литературная газета 1994 23 марта,
       Курицын В. Постмодернистская эпоха учит конформизму // Литературная газета 1994 24 авг,
       Немзер А. Конец света по-прежнему непредсказуем // Литературная сегодня М, 1998 С.361-369,
       Марченко А. Разуваев и К — выход в свет // Вопросы литературы 1999 №5,
       Колобродов А. Слаповский сам // Знамя 1999 №10

Н.С.Цветова



А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
Оглавление | Все источники






Дата последнего изменения:
Wednesday, 23-Oct-2013 08:39:34 UTC



 





(c) 2017 AZ-libr.ру :: Библиотека - "Люди и книги"