AZ-libr.ру

информационный портал





Лебеденко Александр Гервасьевич [21.06.1892-09.12.1975]

Лебеденко Александр Гервасьевич
       [9(21).6.1892, Черкассы — 9.12.1975, Ленинград]
       — прозаик.
       Ученические годы Лебеденко совпали с событиями первой русской революции, отзвуки которой докатились и до уездного городка на Днепре, где родился и окончил гимназию будущий писатель. Позднее о своем детстве и юности Лебеденко расскажет в романе «Первая министерская» (М., 1934). Серьезным испытанием для Лебеденко станет Первая мировая война: в мае 1915 студент факультета восточных языков Петербургского университета идет на фронт в качестве вольноопределяющегося и служит в артиллерийском дивизионе. Итогом мучительных размышлений о судьбах России стало участие в работе революционных комитетов и приход в 1918 в ряды Красной Армии. Он был участником борьбы против Юденича. Лебеденко дважды подвергался аресту: 20 окт. 1918 по делу «бывших офицеров» (освобожден 27 окт. 1918), 14 янв. 1935 вновь арестован и постановлением Особого совещания про НКВД СССР приговорен к высылке в Казахстан на 3 года.
       Реабилитирован в апр. 1995.
       Литературная деятельность Лебеденко началась во фронтовой печати, «Боевой правде» газете 7-й армии.
       С 1920 по 1925 Лебеденко работает в «Ленинградской правде» (ночной редактор, заведующий отделом, секретарь редакции). Человек широкого кругозора, влюбленный в свое дело газетчик, Лебеденко много путешествовал.
       В период между 1923 и 1925 он побывал в Турции, Китае, Маньчжурии, Монголии, Норвегии, Швеции, Финляндии, Германии, Испании.
       В 1926 Лебеденко принимает участие в перелете Амундсена, Эльсверта-Нобиле на дирижабле «Норвегия» (Европа-Шпицберген-Аляска). Впечатления Лебеденко нашли свое отражение в очерках «Перелет Москва-Монголия-Пекин» (Л., 1925), «Как я летал в Китай» (Л., 1926), «На полюс по воздуху» (М.; Л., 1927) и многие другие.
       Востоковед по образованию, он пишет книгу для детей «Индия, Индия», несколько книг о Китае («Четвертая пуля Ли Сяна»). Его книги об Индии и Китае и такие книги, как «Пожар в Испании», «Крестовый поход», были заметным явлением в тогдашней детской литературе. В них умело сочетались увлекотельная форма изложения с насыщенностью подлинно научным материалом. Художественные достоинства книг Лебеденко для детей отметил К.Федин, оценивший в них «сжатую собранность формы».
       Важной вехой на творческом пути писателя стала повесть «Восстание на "Святой Анне"» (М.; Л., 1930), где уже были поставлены многие проблемы, ставшие главными в романе «Тяжелый дивизион» (Л., 1932) и «Лицом к лицу» (Л., 1957).
       Роман «Тяжелый дивизион» свидетельствовал о творческом возмужании автора. Манера автора показывать события «изнутри», с их будничной стороны, в значительной степени определила своеобразие стиля писателя, чуждого громкой фразе, риторике. У писателя скромная, сдержанная манера повествования. К тому времени, когда вышел «Тяжелый дивизион», литература о Первой мировой войне исчислялась многими романами и повестями. Писатель не повторил своих предшественников. Выступая с докладом о художественной прозе ленинградских писателей в авг. 1934, К.Федин отметил, что война нашла среди прозаиков Ленинграда своего нового художника — Лебеденко, который ввел в свой роман много нового, малоизвестного материала. Особо удачными Федин считал батальные сцены, картины распада и поражения царской армии. Связав тему войны с темой революции, писатель развернул достоверную картину прозревания народа на войне, революционизирования солдатской массы и ее перехода на позиции большевиков после Февраля. Психологически правдиво в романе дана эволюция прапорщика Андрея Кострова. Война с ее противоречиями, поражениями русских войск, боями, атаками, трудным бытом миллионов людей в серых шинелях показана Лебеденко через сознание честного русского интеллигента. Война заставляет Кострова посмотреть на мир не «с башни благополучия, а из глубин человеческого моря, простого, из плоти и крови». С горькой иронией вспоминает Андрей Костров рассказы о войне полковника Келлера в духе красочных картин Фенимора Купера и Густава Эмара. На фронте Андрей Костров приходит к выводу, что «война это жизнь, полнокровная жизнь миллионов людей, только в других условиях, по-другому». Отбирая из первых военных впечатлений самое главное, Андрей рассказывает своим родственникам в Горбатове не о героических подвигах, а о тяжелых боях, о ночном картеже, о контузиях... Главное для Лебеденко-художника — реалистическое изображение будней войны. Роман изобилует сценами, рисующими фронтовой быт, переходы, ночевки солдат, офицерские романы и кутежи, повседневную жизнь солдат и офицеров. Суровая жизнь тяжелого батальона показана с большим знанием дела, с массой любопытнейших деталей, бытовых и психологических.
       Подлинное знание жизни отражается и в анализе глубоких социальных процессов, идущих и в армии, и в тылу, и в мастерском раскрытии человеческих характеров, и в передаче колорита времени. Писатель идет от своих личных впечатлений к важным обобщениям. В романе идет речь о событиях, непосредственным участником которых был Лебеденко. С тяжелым дивизионом, в котором служит Андрей Костров, писатель прошел нелегкий путь. За героями романа стоят реальные люди, с которыми война столкнула писателя. Отдельные подлинные факты из своей жизни Лебеденко отдал Кострову. Не случайно упоминание города Горбатова, где герой рассказывает своим родственникам о войне. В биографическом романе «Первая министерская» под названием Горбатов изображены Черкассы, родной город Лебеденко. Однако роман «Тяжелый дивизион» не производит впечатления мемуарного, узко личного, потому что автор сумел в конкретных факта биографического плана увидеть важный социальный смысл.
       Роман «Тяжелый дивизион» лежит в русле русской литературные традиции, прежде всего традиции Л.Толстого. От русского классика писатель воспринял метод срывания «всех и всяческих масок» (например, главы «Брест», «Поставы», главы о привилегированном госпитале). Пристальное внимание писателя к внутреннему миру героев идет также от Толстого. В 1930-е отдельные критики называли Лебеденко «советским Ремарком». Однако такое определение не соответствует ни замыслу советского писателя, ни его худож. воплощению.
       Горький не был знаком с Лебеденко, но он знал и ценил его книгу «Тяжелый дивизион». Летом 1935 группа руководителей партизанского движения побывала в гостях у Горького. Память Г.И.Шелеста сохранила горьковскую оценку: «Есть вот хороший писатель Александр Лебеденко. Он написал "Тяжелый дивизион". Замечательное произведение, и вы напоминаете мне героев его книги. Книга написана сердцем, и вам неплохо бы встретиться с такими писателями и рассказать им все, что пережили. Советую вам прочесть эту книгу».
       После завершения «Тяжелого дивизиона» Лебеденко задумывает новый роман «Лицом к лицу», повествующий о Петрограде 1918-19 (1-е изд.— Л., 1957). В новом романе — переплетение человеческих судеб, столкновение зачастую противоположных интересов, взглядов, точек зрения на события, сложные процессы, происходящие в сознании многих и многих героев. Из всего этого складывается достоверная картина жизни Петрограда 1918-19, когда лицом к лицу в схватке столкнулись два мира. Верный принципу, найденному в «Тяжелом дивизионе», писатель рисует жизнь Петрограда не с парадной, а с будничной стороны. Бытовой материал не превращается в привесок, отяжеляющий повествование и имеющий только исторический интерес. Он необходим писателю. Картина жизни создается описанием самых разных сторон жизни революционного города — обыски, офицерские заговоры, суровый героический быт людей революции. Позиция и пути интеллигенции волнуют писателя, на первый план выдвигается проблема выбора и сложность ее решения русской интеллигенцией (Верочка, Сверчков).
       Критика незамедлительно откликнулась на выход в свет романа «Лицом к лицу» статьями В. Герасимовой «Неизбежная победа» (Новый мир. 1957. №11), Е.Катерли «Страницы борьбы» (Звезда. 1957. №11), А.Тамарченко «Страницы истории» (Ленинградский альм. 1957. №13). Критики отметили актуальность и проблемность произведения, историческую точность в воссоздании сложнейшей эпохи, убедительность образов главных героев. Вместе с тем были отмечены и просчеты писателя (необязательность отдельных эпизодов и отдельных второстепенных и эпизодических героев, излишние подробности, некоторая витиеватость речи).
       В 1960-70-е Лебеденко пишет ряд повестей и романов, среди них повесть «Зоя Сергеевна», роман «Шелестят паруса кораблей» и другие произведения.

Соч.:
       СС: в 3 т. / предисл. Г.Холопова. Л., 1978-79;
       Восстание на «Святой Анне». Л., 1930 и др. изд.;
       Тяжелый дивизион. Л., 1932 и др. изд.;
       Книга о Беломорканале. М., 1934;
       Книга о челюскинцах. М., 1934;
       Лицом к лицу. Л., 1957;
       Ошибка в пути: повести. М.; Л., 1962;
       Дом без привидений. Л., 1963;
       Первая министерская. Л., 1963 и 1967;
       Шелестят паруса кораблей. Л., 1974.

Лит.:
       Филатова А.И. Александр Лебеденко // Звезда 1972. №3;
       Бахтин В. М.Горький о «Тяжелом дивизионе» // Нева. 1974. №6.

А.И.Филатова



А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
Оглавление | Все источники






Дата последнего изменения:
Wednesday, 23-Oct-2013 08:42:48 UTC



 





(c) 2017 AZ-libr.ру :: Библиотека - "Люди и книги"