AZ-libr.ру

информационный портал





Спасский Сергей Дмитриевич [21.12.1898-24.08.1956]

Спасский Сергей Дмитриевич
       [9(21).12.1898, Киев — 24.8.1956, Ярославль]
       — поэт, прозаик, драматург, переводчик, критик.
       Первое стих, опубликовал в 1912 в «Тифлисском журнале».
       В 1915 поступил в Московский университет.
       В 1918 призван в Красную Армию, военную службу проходил в Самаре, был лектором в политотделе губвоенкомата. В 1916 в Москве вышла его первая книга — поэма «Колдун», в 1917 — сб. стихов «Как снег», в 1920 в Пензе — сборник стихов «Рупор над миром».
       1920-е ознаменовались изданием книг «Земное время» (М., 1926), «Неудачники. Повесть» (М., 1929), «Орлиный бунт» (М., 1929). Примыкал к футуристам, дружил с В.В.Маяковским, память об этой дружбе пронес через всю жизнь, написал о нем книгу воспоминаний «Маяковский и его спутники» (1940). В 2001 стихи Спасского были опубликованы в Петербурге в сборнике «Поэзия русского футуризма».
       Издал в Ленинграде книгу стихов «Особые приметы» (1930) и в Москве — книги рассказов «Дорога теней» (1930), «Портреты и случаи» (1936), но родным городом для Спасского с начала 1930-х становится Ленинград. Здесь в 1931 издаются его книги «Парад осужденных» и «Остров Кильдин» (в соавторстве с Г.Куклиным и Н.Чуковским), книга «Новогодняя ночь» (1932), роман «Первый день» (1933), сборник стихов «Да» (1933), «Пространство» (1936). О талантливой прозе Спасского восторженно отозвался Андрей Белый: «остро, сильно, четко, оригинально!» (Ново-Басманная, 19. М., 1990. С.657). Спасский был тесно связан с «Издательством писателей в Ленинграде», помогал Андрею Белому в его издательских заботах. В годы первых пятилеток ездил с бригадами писателей по стране, писал о новых стройках, о Нарвской заставе в Ленинграде.
       В 1930-е Спасский начинает активно работать и как драматург. Написал либретто оперы «Броненосец "Потемкин"» (автором музыки стал Олесь Чишко, опера была поставлена в 1937 в театре оперы и балета им. С.М.Кирова в Ленинграде). Отклики были положительными: «По сравнению со многими другими оперными либретто, либретто Спасского сделано культурно, со знанием дела и хорошим вкусом» (Театр. 1937. №3. С.137). Отмечена роль этой оперы и в истории театрального искусства в целом: «Вместе с этой оперой на сцене нашего музыкального театра по существу впервые утверждается героическая тема в ее чистом виде» (Звезда. 1938. №12. С.237).
       Активно работал и во время Великой Отечественной войны, выступал в журналах «Звезда» и «Ленинград», был в народном ополчении, перенес в Ленинграде блокадную зиму. Его друг Вс.Рождественский писал о нем: «Годы военных испытаний, включая сюда перенесенные им тяготы ленинградской блокады, сообщили стихам этой поры ноту мужества и твердой уверенности в конечной победе, ясно проступающую на общем трагедийном фоне лирических признаний поэта» (День поэзии 1968. Л., 1968. С.199).
       В послевоенные годы Спасский пишет либретто ряда опер: «Орлиный бунт», «Щорс», «Молодая гвардия». Совместно с Н.Брауном написал либретто оперы «Севасто-польцы», которая с успехом шла во мн. городах. О разносторонности Спасского свидетельствует и написанная им стихотворная повесть-биография «Параша Жемчугова», которая повествует о трагической судьбе русской крепостной актрисы XVIII в., о талантливости русского народа.
       Разносторонняя и плодотворная работа была внезапно насильственно прервана. Спасский был арестован 8 янв. 1951 по обвинению в участии в контрреволюционной группе и антисоветской агитации и приговорен к 10 годам лагерей (Распятые. Вып. 3. СПб., 1998. С.162). В 1954 был освобожден и вернулся в Ленинград. Продолжал работать не только над собственными произведениями, но и помогал др. авторам как редактор издательства «Советский писатель». Героями его многочисленных выступлений в печати стали М.Алигер, В.Азаров, Б.Горбатов, М.Исаковский, В.Кетлинская, Б.Пастернак, А.Прокофьев, К.Симонов, А.Сурков, А.Яшин.
       Спасский переводил многих поэтов, среди них белорусские — Я.Купала, М.Калачинский, абхазские — К.Агумаа, Д.Гулиа, Н.Квициниа, И.Когониа, азербайджанский — С.Рустам, украинские — А.Малышко, Т.Масенко, Л.Квитко, Л.Первомайский, М.Вырган, И.Гончаренко, латышские — В. Брутане, А.Имерманис, М.Кемпе, М.Крома, Э.Плаудис, А.Чак, казахский — У.Турманжанов, эстонские — И.Барбарус, В.Бээкман, Д.Вааранди, П.Видинг, Я.Кярнер, М.Рауд, И.Семпер.
       Особое место в творчестве Спасского заняла Грузия. С ней он был связан и биографически — его отец Дмитрий Иванович жил и работал в Грузии, был близким другом Важа Пшавела. В 1935 были изданы «Поэмы» Важа Пшавела в переводах нескольких поэтов, Г.Агасов позитивно оценил переводческую работу Спасского: «...Можно уверенно сказать, что поэт обладает подлинным чувством ответственности» (Литературный критик. 1938. №1. С.232). С. стал одним «из пионеров перевода грузинской поэзии на русский язык» (Маргвелашвили Г. На страже света и добра. С.274). Среди переведенных Спасским грузинских поэтов А.Абашели, И.Гришашвили, К.Каладзе, Г.Леонидзе, А.Мирцхулава, И.Мосашвили, В.Орбелиани, Г.Табидзе, Т.Табидзе, А.Церетели, А.Чавчавадзе, С.Чиковани. Д.Джинчарадзе приветствовал поэму Спасского «Путешествие» — поэтическое повествование о Грузии (Литературные взаимосвязи. Сб.5. Тбилиси, 1974. С.71-74).
       Изданная в 1957 дилогия Спасского «Два романа» («Перед порогом», изданный еще в 1941, и «1916 год») вызвала положительные отклики: «Романы С.Спасского подлинно историчны... Написав свою дилогию, С.Спасский еще раз показал, какое богатство типов, характеров, психологии, отношений таит в себе историческая тема» (Октябрь. 1958. №1. С.222); «Это еще один интересный художественный опыт произведения, в котором эпоха изображена многолинейно и многоголосо» (Мессер Р. Вчера и сегодня. Л., 1961. С.193).
       «Поэта давно нет с нами,— писал в 1971 о Спасском Вадим Шефнер.— И в то же время он существует,— существует в поэзии... Мы видим человека глубоко чувствующего, умно думающего и умеющего тонко и поэтически точно поведать нам о своих думах и чувствах» (цит. по: Спасский С. Земное время. 1971. С.9).

Соч.:
       Колдун. М., 1916;
       Как снег. М., 1917;
       Рупор над миром. Пенза, 1920;
       Земное время. М., 1926;
       Неудачники. М., 1929;
       Орлиный бунт. М., 1929;
       Дорога теней. М., 1930;
       Особые приметы. Л., 1930;
       Парад осужденных. Л., 1931;
       Остров Кильдин. Л., 1931;
       Новогодняя ночь. Л., 1932;
       Первый день. Л., 1933;
       Да. Л., 1933;
       Портреты и случаи. М., 1936;
       Пространство. Л., 1936;
       Маяковский и его спутники. Л., 1940;
       Перед порогом. Л., 1941;
       Два романа. Л., 1957;
       Стихотворения. Л., 1958;
       Земное время. Л., 1971.

Лит.:
       Тамарченко А. Страницы истории // Ленинградский альм. Кн.13. Л., 1957. С.354-373;
       От редактора // Спасский С. Два романа. Л., 1957. С.771-772;
       Чирва Ю. Между двух революций // Октябрь. 1958. №1;
       Закаренко И. Между двух революций // Звезда. 1958. №2;
       Шефнер В. Маленькое предисловие // Спасский С. Земное время. Л., 1971. С.5-9;
       Шацева Р. Новая встреча // Нева. 1971. №9;
       Маргвелашвили Г. О Сергее Спасском // Маргвелашвили Г. На страже света и добра. Тбилиси, 1990. С.274-275.

В.А.Шошин



А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
Оглавление | Все источники






Дата последнего изменения:
Wednesday, 23-Oct-2013 08:46:04 UTC



 





(c) 2017 AZ-libr.ру :: Библиотека - "Люди и книги"