AZ-libr.ру

информационный портал





Бакунин Павел Александрович
[__.__.1820-__.__.1900] [(1820г.-1900г.)]

  Другие персоны с фамилией Бакунин
Другие персоны с именем Павел
Кто родился в этот год 1814

       - брат знаменитого анархиста М.А.Бакунина.
       Находился под сильным влиянием последнего, благодаря ему познакомился с философией Гегеля. Изучал ее в Москве, затем (1841-1842) в Берлине.
       По возвращении в Россию служил в разных ведомствах, во время Крымской войны пошел добровольцем в армию. Некоторое время работал в земстве. Уединился в имении в Тверской губ. Последние годы жизни провел в Крыму, где и скончался.
       Как отмечает В.В.Зеньковский, хотя Бакунин не создал собственной философской системы, его построения, изложенные лишь в двух книгах и в письмах, весьма любопытны как последнее проявление гегельянства на русской почве: для Бакунина - и здесь, действительно, он вдохновляется Гегелем - нет жизни вне связи с Абсолютом, но Бог для него есть живое средоточие бытия, источник всякой действительности, вечное самосознание. Мотивы имманентизма, столь определенной у Гегеля, не исчезают и у Бакунина, признававшего себя верным учеником Гегеля.
       Абсолютное, по Бакунину, будучи источником всякой действительности, не может проявить себя без инобытия и потому нуждается в нем. Все реальное бытие подчинено закону взаимовытеснения: это - мировой спор, диалектический процесс манифестации Абсолюта в мире. "Мировой спор,- пишет Бакунин,- во всех своих аспектах возможен лишь потому, что он имеет свое основание в той бесконечной всеобъемлющей сущности, которой держится весь мир и без которой ни одно из его существований не могло бы выдержать той страшной напряженности, с какой ведется мировой спор". "Мировой спор" стихает лишь в явлении красоты, которая есть "бесконечная гармония бесконечного противоречия".
       Обращаясь к теме человека, Бакунин удаляется от Гегеля. "Человек,- считает он,- не только исполнен всем значением всеобщего смысла бытия... но как особое, единичное существо, он в своей единичности есть особая незаменимая истина бытия, вследствие чего его невозможно ни отменить, ни вычеркнуть из действительности: он пребывает в ней ее неизменной, вечной чертой". "Только от человека объясняются все ряды существования и самый образ бытия". Мотив персонализма переходит в "религиозно преображенное гегельянство", Бакунин утверждает "вечное бытие" человека. Романтический характер этой религиозности проявляется в своеобразной философии смерти и в культе женщины: "истиной мира и бытия... овладевает только любовь... а любовь осуществляется не иначе, как через сердце и в сердце женщины". "Я верю безотчетно в Бога,- писал Бакунин,- и вся философия не что иное, как предположение Бога, в которого все бессознательно верят...", "и исповедание Бога только подтверждает мое верование в науку".
       Несмотря на постоянное звучание имманентизма в религиозных высказываниях Бакунина, несмотря на то, что он ищет единства веры и знания, что у него так часто встречаются мотивы трансцендентализма, он все же покидает почву гегельянства в своих персоналистических упованиях, в защите личного бессмертия. У него, как раньше у Чичерина, Герцена, Белинского, мотивы персонализма, признание абсолютной ценности личности слишком серьезно отклоняют его от Гегеля (3. "ИРФ". Т.П. 4.1. С.172-175). Б. подробно развивал учение о бессмертии души. Когда человек умирает, он возвращается к самому себе посредством "обобщения" смерти. "С естественной, эмпирической смертью человека в нем умирает только то, что в нем еще не совершилось, чему предстоит еще совершиться, что есть несовершенное, проходит или умирает лишь та чувственная оболочка его бытия, в которой он жил".
       Бакунин настолько твердо верил в бессмертие человека, что, даже находясь на смертном одре, он, отослав свою жену, спокойно и непринужденно беседовал с доктором (Л. "ИРФ". С. 167).

Литература и другие источники информации









Дата последнего изменения:
Monday, 21-Oct-2013 15:06:50 UTC



 





(c) 2017 AZ-libr.ру :: Библиотека - "Люди и книги"