AZ-libr.ру

информационный портал





Мильнер-Иринин Яков Абрамович
[01.05.1911-18.07.1989]

  Другие персоны с фамилией Мильнер-Иринин
Другие персоны с именем Яков
Кто родился в этот день 01.05
Кто родился в этот год 1911

       - специалист в области этики, онтологии, истории философии; кандидат философских наук, профессор
       Род. в с.Червонное Фастовского р-на Киевской обл. (Украина).
       В 1932-1935 - учеба в МГУ на астрономическом отделении механико-математическом факультете (окончил 3 курса).
       Учебу совмещал с работой научного сотрудника в институте философии Комакадемии по теме "Философия Спинозы" (1933-1935) и преподаванием (доцент) диалектического и исторического материализма в Высшей школе физической культуры (1933-1936).
       С конца 1936 по 1943 - редактор философской литературы, заведующий философской редакцией в Партиздате ЦК ВКП(б).
       В Великую Отечественную войну в составе Октябрьского рабочего батальона Москвы участвовал в оборонных работах в районе Детчино Тульской обл.
       В 1943 на философском факультете МГУ им защищена в качестве кандидатской диссертации книга "Бенедикт Спиноза".
       С 1943 по 1948 - старший научный сотрудник ИФ АН СССР.
       Подготовил докторскую диссертацию - "Понятие субстанции у Спинозы".
       Участник философской дискуссии 1947 по книге Г.Ф.Александрова. Выступил с критикой состояния научных исследований в ИФ. Вскоре был освобожден от работ в ИФ. Объявлен "безродным космополитом".
       В 1949 лишился работы и в Уральском государственном университете, где с 1948 был заведующим кафедрой философии.
       Вернувшись в Москву, оставался около 15 лет без всяких средств к существованию. К тому же был обречен и на полную невозможность публикации своих научных трудов. И только в 1963 на правах рукописи, необычно малым тиражом (60 экз.), вышла в свет его книга "Этика, или Принципы истинной человечности" - труд всей его жизни (начиная с 1931). Уничтожающая, необъективная рецензия на эту книгу в журнале "Коммунист" (1968, №14) снова закрыла доступ Мильнер-Иринина к печати, так что многие его фундаментальные работы и по сей день остались неопубликованными.
       В 1964-1976 - старший научный редактор издательства "Наука".
       Завесу организованного запрета на публикацию работ Мильнер-Иринина прервал сборник "Актуальные проблемы марксистской этики" (Тбилиси, 1967), где напечатаны две его статьи.
       В 1986 "Этика, или Принципы истинной человечности" была издана на немецком языке в ФРГ.
       Последующее, уже отечественное издание книги - в 1999, после того как Мильнер-Иринина уже не стало.
       В своих работах по философии Спинозы Мильнер-Иринин проанализировал как историческую роль, так и историческую ограниченность спинозизма. Согласно Мильнер-Иринину, в системе Спинозы главным является учение о едином начале всего многообразия бытия: учение о субстанции-природе. Одним из самых важных диалектических понятий спинозизма, согласно Мильнер-Иринину, является понятие самопричины.
       В трактовке Мильнер-Иринина истинная нравственная свобода человека - это свобода познавательная, свобода оценочно-критическая и свобода морально-волевая - и воплощена она в имманентном идеале совести, идеале добра, верховном этическом идеале человечества. Нравственная свобода человека, состоящая в свободе от безнравственных мотивов и невежества, от действия низменных страстей (затемняющих разум и загрязняющих душу), является предпосылкой творческого изменения действительности в направлении добра - истины, правды и красоты.
       Согласно Мильнер-Иринину, добро как верховный этический идеал, цель нравственности - представляет собой тот идеальный мир, который призвано реально творить человечество в процессе своего общественно-исторического развития, мир, который являет собой высший синтез истины (идеала научной деятельности), правды (идеала общественно-революционной деятельности) и красоты (идеала художественной деятельности). Этот новый, более совершенный мир создается в старом мире и из старого же, но уже на основе разумной (свободной) необходимости, ибо существующий мир, подчиненный стихийной (принудительной) необходимости, человека не устраивает. Средством для осуществления добра является добродетель, составляющая истинное содержание нравственной жизни человека. В осознании человеком и последующем практическом преодолении им противоречия между тем, что есть,- бытием (сущим) и тем, что должно быть согласно моральному сознанию,- долженствованием (должным) в природе, в обществе и в человеческом сознании - выражается совесть человека. В совести идеально отображена сама объективная общественная природа человека, от которой он не в состоянии отрешиться при всей изменчивости его души во всех прочих отношениях.
       Совесть, по Мильнер-Иринину, составляет единственный нравственный закон, лежащий в основе всей духовной жизни общества, и воплощена она в нерасторжимой совокупности принципов истинной человечности. Эти принципы в их конкретном преломлении становятся нормами, которые, развиваясь, меняются от одной общественно-экономической формации к др. Сами же принципы остаются по сущности своей неизменными, как сама общественная природа человека; они имеют вечное и непреходящее значение, доколе живо будет человечество. Незыблемость принципов истинной человечности, совести, нравственного закона основывается на том, что при всем непрерывном росте и непрерывном совершенствовании (нормативном) вместе с непрерывным же ростом и непрерывным совершенствованием самого человечества, они остаются не чем иным, как теми же принципами истинной человечности, той же совестью, тем же нравственным законом, совершенно обязательными для людей не только на нашей планете, но и на любой другой во всей бесконечной Вселенной.
       Средством для реализации принципов истинной человечности в повседневной практике человека являются соответствующие существу каждого из принципов душевные качества человека (нравственные правила). Так, целью нравственного правила правдивости является воспитание себя в духе принципа совести; серьезности - в духе принципа самосовершенствования; самоотречения - в духе принципа добра; справедливости - в духе принципа общественной собственности; трудолюбия - в духе принципа труда; собственного достоинства - в духе принципа благородства; солидарности - в духе принципа благодарности; скромности - в духе принципа мудрости; ответственности - в духе принципа поступка. Верховной целью нравственного человека выступает добро как имманентный идеал совести, как идеал нового мира, в котором претворен высший синтез истины, правды и красоты; ее содержанием оказывается добродетель как практическое творчество добра, ее формой - общественный долг как безусловное повеление совести, ее результатом - счастье как верховное благо человека, полнейшая внутреннюю удовлетворенность от сознания насыщенности жизни вследствие реализации в ней (целиком и без остатка) своей творчески-преобразовательной сущности.

Литература и другие источники информации









Дата последнего изменения:
Monday, 21-Oct-2013 17:49:02 UTC



 





(c) 2017 AZ-libr.ру :: Библиотека - "Люди и книги"