AZ-libr.ру

информационный портал





Надеждин Николай Иванович
[17.10.1804-23.01.1856]

  Другие персоны с фамилией Надеждин
Другие персоны с именем Николай
Кто родился в этот день 17.10
Кто родился в этот год 1804

       - ученый, литературный критик, философ, журналист.
       Род. в с. Нижний Белоомут Рязанской губ., в семье священника.
       Образование получил в Рязанской Духовной семинарии, а затем в Московской Духовной академии, которую окончил в 1824.
       В середине 20-х гг. он, как отмечают биографы, уволился из духовного звания.
       С 1828 активно участвовал в литературной жизни страны, вначале как один из ведущих сотрудников "Вестника Европы".
       В 1830 защитил докторскую диссертацию "О начале, сущности и судьбах поэзии, называемой романтической", после чего был профессор Московского университета по кафедре изящных искусств и археологии. Издавал журнал "Телескоп" (с газетой "Молва" в качестве приложения). За опубликование "Философического письма" Чаадаева "Телескоп" был закрыт (1836), Надеждин выслан в Усть-Сысольск, затем в Вологду.
       По возвращении из ссылки (1838) он уже не был допущен в университет и посвятил себя исследованиям в области философии, этнографии, лингвистики, фольклористики, истории и исторической географии.
       Редактор "Журнал Министерства внутренних дел" (1843-1856).
       С 1848 - председатель отделения этнографии Русскогогеографического общества.
       На мировоззрение и методологию Надеждина сильное влияние оказала философия Шеллинга, и прежде всего его учение о противоречивости. Борьба противоположных сторон, по его мнению, разрешается через примирение, приведение в гармонию, "святой союз любви".
       Надеждин заявлял: "Возвести снова к единству первоначальную двойственность есть последняя задача нашей умственной жизни, предмет философии". Основу онтологии Надеждина составляет учение об идеях и о Боге. Согласно концепции Надеждина, "философский синтез" как "полная идея мира" есть осознание его единства во всех составляющих его элементах - природе и духе. Дух рассматривается в трех формах существования - сознании, искусстве и обществе, явления всех элементов единого подчинены универсальным законам. Законы природы изучаются натурфилософия, законы сознания -"философского разумения", общие законы искусства - эстетикой, законы, которым подчиняется человеческое общество и его история, постигаются философские истории.
       В дальнейшем, подвергнув критике немецкую философию в частности, Шеллинга, Надеждин выдвинул идею, представляющую своеобразный сплав диалектики и идеализма, который по онтологическим и гносеологическим принципам был родствен близкому к материализму деизму, а по методологическим принципам тяготел к эмпирио-дедуктивному способу мышления, преодолевающему шеллингианские трансцендентализм и умозрительность. Эта противоречивая общефилософская конструкция была положена в основу научной деятельности Надеждина в области эстетики, логики, философии истории.
       Суть философско-эстетической концепции Надеждина заключалась в стремлении познать зависимость видов и форм искусства от развития художественного и общественного сознания, закономерность в эволюции искусства, обосновать необходимость единства формы и содержания произведения.

Литература и другие источники информации









Дата последнего изменения:
Monday, 21-Oct-2013 17:56:26 UTC



 





(c) 2017 AZ-libr.ру :: Библиотека - "Люди и книги"