AZ-libr.ру

информационный портал





Пумпянский Лев Васильевич
[__.__.1891-06.08.1940] [род.1891г.]

  Другие персоны с фамилией Пумпянский
Другие персоны с именем Лев
Кто родился в этот год 1900

       - филолог и философ.
       В 1912-1915 учился на историко-филологическом факультете Петербургского (Петроградского) университета.
       В годы войны - на военной службе.
       В 1918-1920 участвует в научной и общественной жизни Невеля. Значительную роль в этот период сыграла его деятельность в Невельской школе философии, куда входили, в частности, М.И.Каган, М.М.Бахтин (осенью 1919г. П. приехал в Витебск, где проходили занятия кружка философов, к которому примкнули П.Н.Медведев и И.И.Соллертинский).
       На характер обсуждения философских проблем в Невельской школе оказало большое воздействие неокантианство, хотя каждый из представителей этой школы имел свою, оригинальную концепцию.
       На взгляды Пумпянского существенно повлиял М.М.Бахтин, особенно понятие "ответственность" в сугубо нравственном смысле (см. заметки П. 1919г. из архива - в книге "М.М.Бахтин как философ". М., 1992. С.227-228).
       С осени 1920 Пумпянский - в Петрограде. Изучает теологию, основные труды З.Фрейда, парапсихологию. По-прежнему участвует в заседаниях Невельской школы философов, возобновившей свою деятельность (1924-1926).
       С началом 20-х гг. Пумпянский является также членом Вольной философской ассоциации ("Вольфила"), где он постоянно выступал с докладами и вел занятия по курсу "нравственная философия" почти до закрытия кружка в 1923.
       Пумпянский входил в состав кружка А.А.Мейера "Воскресение". В связи с делом "Воскресения" арестовывался (в конце 1928).
       В конце 20-х - начале 30-х гг. продолжал заниматься литературоведением. Работал в Ленинградской консерватории.
       С 1934 - профессор; в 1936-1940 - профессор кафедры истории русской литературы ЛГУ.
       Пумпянский разрабатывал проблемы историософии. В первый период своей деятельности (1910-1920) исследовал топики русской литературы у Пумпянского неразрывно связано с оригинальными историософскими построениями. В отрывке из неопубликованной "Истории русской классической литературы" - "О XVIII веке" - рассматриваются просветительские истоки русской государственности, русского классицизма, русской революции. Отсюда же и "русская идея", которую Пумпянский расценивает как просвет в будущую историю мира - "идея общественной воплотимости правды".
       В результате анализа поэзии А.Блока Пумпянским видятся очертания времени. Рассуждая в категориях философии истории, он говорит не о фатальной предопределенности исторического процесса, а предполагает варианты иного развития России, рассматривая происшедшее как цепь нереализованных возможностей и ошибок, приведших к неизбежности разрешения сложившейся ситуации в революции 1917 и воспринятой Блоком как предвестие грядущего исполнения "русской идеи", т.е. социальной правды. Он исследовал также проблемы эстетики (в том числе философии музыки).
       Взгляды Пумпянского, как пишет Б.Долгий, достаточно характерны для Невельской школы. Ощутимо влияние на него символической мысли.
       Пумпянский противопоставляет философию метафизике. Философия для него - исследование мира, метафизика - попытка интерпретации мира, воспроизведения его целиком в какой-либо мыслительной конструкции. Метафизика имеет эстетическое происхождение, поэтому нередко выступает в поэтической форме.
       У Пумпянского можно разглядеть зачатки своеобразного семиотического подхода, формулируемого иногда на околосимволистском языке (выяснение "механизма знаменования" в "Достоевском и античности", выявление оппозиций у Тютчева и т.д.).
       Особое внимание Пумпянский уделял описанию и исследованию классицизма, определяемого как отнесенность к не своей абсолютной ценности. Рассматривая психоаналитическую теорию З.Фрейда (см. "К критике Ранка и психоанализа"), Пумпянский видит стремление подменить задачи исследований универсальным объяснительным принципом, приводящим к обеднению содержания культуры.
       В книге "Литература современного Запада и Америки" Пумпянский говорит: "...потому и нужен фрейдизм современной буржуазии, что он видимостью внеист. обоснования избавляет от необходимости понимать человека как конкретный отрезок всемирной истории". Поиски "чистой историчности" определяли философские и литературные концепции Пумпянского (См.: "РФ". С.431-432); Н.И.Николаев. Оригинальный мыслитель // "Философские науки" 1995. №1).

Литература и другие источники информации









Дата последнего изменения:
Monday, 21-Oct-2013 18:42:30 UTC



 





(c) 2017 AZ-libr.ру :: Библиотека - "Люди и книги"