AZ-libr.ру

информационный портал





Яковлев Юрий Яковлевич
[26.06.1922-11.11.1996]

  Другие персоны с фамилией Яковлев
Другие персоны с именем Юрий
Кто родился в этот день 26.06
Кто родился в этот год 1922

       [26.6.1922, Петроград — 11.11.1996, Москва]
       — прозаик.
       Юность Яковлев, как и всех его сверстников, встретилась с Великой Отечественной войной. В нояб. 1940, перед самой войной, Яковлев был призван в армию. Судьба в один миг выбросила Яковлева из детства во взрослую жизнь. Это ощущение границы детства, предчувствие его конца, осязаемость времени, человеческой судьбы станут в дальнейшем психологической основой прозы писателя. Яковлев был зенитчиком, его батарея стояла под Москвой. Всю войну Яковлев писал стихи, многие из которых печатались в газете «Тревога», где Яковлев был активным военкором. Эти стихи в будущем будут высоко оценены Н.Тихоновым, среди учителей и друзей начинающего поэта будут М.Светлов, С.Михалков, Л.Кассиль.
       Сразу после войны Яковлев поступает в Литературный институт, который оканчивает в 1952, уже будучи автором нескольких книг. Первая из них, стихотворная, называлась «Наш адрес» (1949). В большую литературу Яковлев входил в «оттепельные» годы, и это оказалось особенно благоприятным обстоятельством в становлении писателя. Психологизм становится отличительной чертой Яковлева-прозаика, первый рассказ которого «Пост номер один» (и сразу же — «Созвездие паровозов» и «Станция Мальчики») свидетельствовал о появлении нового и очень непохожего на других детского прозаика. Очевидным это стало с появлением рассказа «Мальчик с коньками», который автор с объяснимым постоянством включал во все свои сборники.
       В 1960-е «детская» литература оказалась прочно связанной с т.н. «большой» или «взрослой» литературой; морально-психологические проблемы, исследуемые детской литературой, оказались как никогда раньше созвучны «большой» литературе (Р.Погодин. В.Железников, Э.Шим и др.). Безмятежное, не обремененное заботами детство уходит из прозы тех лет (к недоумению критики), в литературу вошли писатели с новой судьбой, с иным взглядом на воспитание, не желающие прятать от детей жизненные проблемы, стыдящиеся банальных схем. В рассказах и повестях Яковлева ощутимо желание уйти от чисто внешней увлекательности, сделать ставку на борьбу чувств, психологический поиск истоков поступков. Герои Яковлева — люди, стремящиеся к совершенству, ищущие свой идеал, стремящиеся к правде и справедливости. В повести «Зимородок» доктор Строило говорит Марату и его друзьям: «Забвение — это ржавчина памяти. Ищите в себе человека. Если найдете в себе справедливого человека — жить будете интереснее».
       Проза Яковлев всегда далека от дидактики и нравоучительности, подвиг в ней чаще всего неприметен, обыден, как, скажем, в одной из лучших повестей писателя «А Воробьев стекло не выбивал». В двери кабинета директора школы кто-то разбил стекло. Подозреваемый в этом грехе Воробьев, сдавшийся на посулы учителя не сообщать матери о содеянном, сознался в не совершенном им поступке. И лишь много лет спустя на встрече одноклассников становится ясно, что вечный бузотер, его друг чудаковатый Семин, над которым все всегда смеялись, был прав: «Воробьев стекло не выбивал». Последовательность, непреклонность в отстаивании правды, если даже она кажется никому не нужной, — тоже подвиг. И подвиг каждодневный, незаметный. Не терять в себе человека ни при каких обстоятельствах — главная мысль прозы Яковлева.
       В 1970-е выходят сборнки Яковлев, названия которых высвечивают гуманистический ракурс прозы писателя: «Был настоящим трубачом» (1976), «Колыбельная для мужчин» (1976), «У человека должна быть собака» (1977) и др.

Литература и другие источники информации









Дата последнего изменения:
Tuesday, 22-Oct-2013 11:41:10 UTC



 





(c) 2017 AZ-libr.ру :: Библиотека - "Люди и книги"